Работа педагога с детьми группы риска

  

Выявление и изучение детей группы риска

 

предполагает совместную деятельность классного руководителя, социального педагога и педагога психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, определяются причины трудностей, воспитательные возможности среды и способы воздействия, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

 

Организация педагогической помощи детям группы риска

 

·     Создание благоприятных условий для развития личности детей группы риска.

·     Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

·     Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие «синдрома изгоя(=непринятого)»).

·     Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

 

 

Организация свободного времени детей группы риска

 

·       Изучение интересов и способностей детей.

·       Вовлечение детей группы риска в общественно полезную деятельность.

·       Поощрение любых видов художественного и технического

·       творчества детей группы риска, участия в спортивных секциях

и кружках.

 

 

Примерный перечень мероприятий

 

· Выявление педагогически запущенных детей.

· Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

· Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

· Индивидуальная работа с детьми группы риска.

 

Возрастная педагогика в работе с детьми группы риска

 

Младший школьный возраст

 

В младшем школьном возрасте проявляются последствия неправильного

семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

 

Средний школьный возраст

 

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинные и ложные ценности, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность.

Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной

деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы педагога в работе с подростковым «трудным» детством.

 

Старший школьный возраст

 

Старшие подростки, взрослея, стремятся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, терпение и вера в силы подростка.

Коротко о важном

Поиск по сайту