Научно-исследовательская деятельность позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Главное внимание на заседаниях научного общества учащихся (НОУ) «Эрудит», действующего в школе на протяжении 5 лет, уделяется изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, методиками обработки экспериментальных данных.
В организации научно-исследовательской деятельности школьников можно выделить семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования на заседании НОУ, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции. К серьезной научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В предпрофильных 8-9-х классах учащиеся выступают с небольшими сообщениями. В профильных 10-11-х классах, приобретя опыт исследовательских навыков, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы. В качестве примера приведу несколько тем исследовательских работ учащихся, представленных ими на школьных научно-практических конференциях: «Изучение и оценка санитарно-гигиенического режима классных комнат»; «Экологические проблемы использования тепловых машин и современные методы их решения»; «Биофизика вокруг нас» и др.
Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники из предпрофильных 9-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах. Подготовка к конференции осуществляется в рамках деятельности НОУ школы. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.
Предметные олимпиады – это соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов они, прежде всего, являются состязанием по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Следует отметить, что даже школьникам, изучающим физику или математику в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по физике и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.
Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется в основном под руководством учителей. Эта работа начинается нами с отбора школьников для участия в городской олимпиаде. С этой целью в октябре проводится школьная олимпиада. Для ее проведения задания разрабатываются методическим объединением учителей с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных олимпиадах и требований, предъявляемых к их участникам. Тексты школьной олимпиады содержат вопросы и задачи различных типов и уровней сложности: от «утешительных» до сложных, играющих заметную роль в отборе участников будущей городской олимпиады. После определения победителей школьной олимпиады мы начинаем работу по их подготовке к городскому туру олимпиады.
Подготовка к городской олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса физики (или других предметов). Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой. Победители городских предметных олимпиад готовятся к участию в областных олимпиадах. Порядок подготовки к этому более серьезному испытанию интеллектуальных и морально-волевых качеств старшеклассников остается примерно таким же, как и на подготовительном этапе перед городской олимпиадой, но задания теоретического и практического характера, рассматриваемые при этом, являются, как правило, более сложными.
В данной статье мы постарались осветить некоторые особенности форм и методов урочной и внеурочной работы, используемых в профильных классах на примере инженерно-технического направления. Они, по нашему мнению должны, прежде всего, способствовать усвоению школьниками наряду со знаниями ещё и «способы деятельности». Благодаря им, учащиеся профильных школ и классов должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

 

СВЕДЕНИЯ об авторе: Кузнецова Наталья Владимировна

Коротко о важном

Поиск по сайту