Курс ОРКС в 3 классах 2016 год

Всего обучаются в 3 классах 101 человек.

Выбрали модули

- Основы мировых религиозных культур по учебнику Н.Ф. Виноградовой - 35 человек

- Основы православной культуры по учебнику А.В. Кураева - 66 человек

Курс ОРКСЭ в 4 классах 2015-2016 год

Всего обучаются в 3 классах 99 человек.

Выбрали модули

- Основы мировых религиозных культур - 50 человек

- Основы православной культуры - 49 человек

Результаты выбора модулей по курсу ОРКСЭ (Данилюк А.Я.) на 2014-2015 учебный год

Учебный модуль «Основы православной культуры»  по учебнику А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

3а - 31 человек

3в - 31 человек

3г - 29 человек


Учебный модуль  «Основы мировых религиозных культур» по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

3б -29 человек.

Коллективная творческая деятельность кружка "Основы православной культуры"

 

 

16 января 2014г. Под девизом:

«Хочется … желать…всего;

Люди сердцу сладки! –            

Оттого что Рождество.

Потому что – Святки.»

В школе прошел  праздник, в котором приняли участие учащиеся 1а, 3в, 4а, 5а, 5б, 5г классов, изучающие предмет «Основы православной культуры» (преподаватель Павлова О.А.)

 

Ребята из 5г песнями и стихами о Рождестве торжественно открыли праздник.  Как давно повелось гвоздем программы стали ряженые, или колядовщики которые пожелали всем мира, добра, счастья, умения трудиться - хорошо учится; веселили ребят, играли с ними, а в конце праздника одаривали всех гостинцами. Это были ребята 5а класса. Свои таланты показали все ребята; 1а класс – великолепная русская пляска и частушки; 3в – спектакль «Волшебник Изумрудного города»; 4а – сценка «На поляне» из произведения «Двенадцать месяцев»;  5б – повеселили русской народной песней.


 

Итоги работы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

«Все в твоих руках» (притча).
« Прошел слух, что в одной деревне живет мудрец, который знает ответы на все вопросы. Один юноша решил проверить это. Он спрятал в ладонях бабочку и пришел к мудрецу с вопросом:
- Живое или неживое?
«Если мудрец ответит: «Живое», -думал юноша, -то я сожму кулак и раздавлю бабочку, а если мудрец ответит : «Неживое», - то разожму кулак и выпущу бабочку.
Мудрец внимательно посмотрел на юношу и ответил:
-  Все в твоих руках».
Учить детей в жизни делать правильный выбор – это и есть главная задача курса духовно- нравственного воспитания.
На уроках ребята познакомились с мировыми религиями, национальными традициями разных народов, основными правилами нравственности, поняли, что в жизни надо уметь договариваться, не принимать решения всуе и, прежде всего, научиться договариваться между собой, в своей семье.
Что дали уроки духовно-нравственной культуры?
Мнение почти всех ребят ясно выразил в своей работе Евсеев Кирилл (4-А). «Весь этот учебный год у нас проходил урок духовно-нравственной культуры. На нем я узнал, как жили и какими были наши предки,  что мой дом – это моя крепость. Я понял, кто такой ближний и что  праздник Пасха (в переводе с иудейского языка) – избавление от беды. Я не только внимательно слушал, но научился уступать, договариваться, уважать точку зрения другого, быть доказательным. Надо  почитать своих родителей, не перечить им,  жертвовать своим ради них и благодарить, за то, что они дали нам жизнь; быть щедрым, довольствоваться малым; не завидовать, не предавать; жить по принципу «Возлюби ближнего, как самого себя». Этот урок очень интересный, я многому научился и узнал много нового. Хорошо, что такой предмет есть!»
Из других работ: « Нужен ли предмет духовно-нравственной культуры? Конечно, нужен, ведь без этого предмета не получилось бы понять смысл жизни. И  в знак благодарности я написала стихотворение:
Спасибо, что есть такой предмет,
Духовная  культура называется.
 Я многое на нем узнала
И многое познала.
Я узнала, как правильно жить,
Что жизнь свою надо любить.
Природу вокруг не губить.
Еще раз жить, жить, жить !!! (Волкова Анастасия, 4-А класс).
«Я задумался о том, стоит ли доверять людям, которых ты не знаешь. После годового занятия по духовно-нравственной культуре я изменился.  Я стараюсь не обзываться, не драться, не смеяться над тем,  у кого что-то не получается. Я стараюсь быть внимательным к другим людям». (Савченко Артем, 4-Б класс)
« Год занятий дал мне много знаний о других верах, святых. Я стала более спокойной, сдержанной. Я хочу научиться прощать других, быть терпеливей к ближним». (Морозова Дарина, 4-Б класс)
«Нужно быть милосердным, как к  людям, так и животным». ( Макаров Алексей, 4-Г класс).
«За этот год я изменился: стал на мир смотреть по-новому, не ругаюсь с мамой, помогаю всем.»  (Ступин Кирилл, 4- Г класс).
А это высказывания ребят 2-В класса, которые занимаются в кружке
«Духовная  культура человека»:
«Я поняла, что нужно уважать всех, дружить со всеми, радоваться жизни, нем ссориться и никого не обижать». (Федотова Дарья)
 «Я поняла, что нельзя вести себя, как хочется, надо любить тех, кто тебя растит». (Королькова Вика)
« Я поняла, что слово может убить человека и может подарить ему счастье, радость и веселье. Надо думать, что, ты говоришь». (Красильщикова Александра)
 «Я поняла, что то, к чему ты стремишься, доставило бы радость не только себе, но и другим». (Кузнецова Анна)
Уро духовной  культуры  - это урок  особого состояния души. Меня, как преподавателя, нисколько не удивило, что каждый ребенок из классов, где я веду этот урок, написал стихотворение по данному мною началу.
 Вот стихи некоторых ребят:
«Солнце сияет вновь,
Сердце дарит любовь.
Птицы прилетели,
Радостно песню запели.
Скоро Пасха,
День Победы.
Эти радостные трели…
Всё кричит: «Пришла весна!»
Радуйся,  и пой душа! (Константин Телегин, 4-А класс)

«Солнце сияет вновь,
Сердце дарит любовь.
Смотрю на небо и вижу:
Плывут по нему облака.
Одно зацепилось за крышу,
Оно зазевалось тогда.
Сзади летело второе,
На помощь спешило другому,
Толкнуло бедняжку сильнее…
И вот по небу летят
Два облака ловких и смелых,
Как пиццы они парят». (Смирнова Ирина, 4-А класс)
« В небе сверкает луна,
 Там же поют облака.
Звёзды сияют нам вслед –
Время заснуть…
Но, нет!
Мне хочется тихо запеть
И долго в окно смотреть,
Чтобы запомнить это мгновенье,
Ночной красоты и духовного пения». (Ляпнева Анна, 4-А класс)
Примечание.
Все материалы и высказывания ребят взяты из работ, которые проводились на уроке.
Итогом работы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» стал большой праздник 1125-летия славянской письменности.
На празднике   ребята предоставили свои работы владения словом (презентация о жизни равноапостольных Кирилла и Мефодия, о создании славянской Азбуки, рассказы о своей семье и родителях, об уроках духовной культуры, читали свои стихи, сочиненные на уроке, смотрели спектакль, поставленный ребятами 2-В класса, пели песни).
« Я благодарю вас, ребята, за работу на уроках духовной культуры и  очень надеюсь, что все ваши слова о том, чему вас научил урок духовно-нравственной культуры, будут не только словами, но … и делами. Ваш преподаватель – Павлова Ольга Алексеевна».
Автор: Павлова О. А.

Результаты выбора модулей по курсу ОРКСЭ (Данилюк А.Я.) на 2013-2014 учебный год

Результаты выбора модулей по курсу  ОРКСЭ (Данилюк А.Я.) на 2013-2014 учебный год

3 «А» - 29 человек, 3 «В» - 1 человек :

Учебный модуль «Основы православной культуры»  по учебнику А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

 

3 «Б» - 25 человек, 3 «В» - 23 человека, 3 «Г» - 25 человек, 3 «Д» - 24 человека:

Учебный модуль  «Основы мировых религиозных культур» по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

3 «В» - 1 человек :

Учебный модуль «Основы светской этики»

 

 

Учебный курс ОРКСЭ

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Основа всех человеческих ценностей — нравственность Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. В целях консолидации сил общества для его процветания и развития, формирования индивидуальной нравственной культуры человека, ознакомления с духовными ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей государственного стандарта начального общего образования и введении новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность — это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности — желание стать нравственным» (Сенека).
Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала» — эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования. Именно Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, вышел с обоснованным предложением к Президенту РФ о введении в учебные планы общеобразовательных школ курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого, запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми (чьи семьи считают себя последователями определенных религий) истории и культуры конкретной религии или всех основных религий, ознакомлении с отдельными религиозными обычаями, ставшими традиционными. То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. В нашем понимании, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

Одной из задач курса духовно-нравственной культуры должно быть развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая является не только индивидуальным, но, во многом, общественным чувством. Именно эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная русская культура возникла на предшествующем тысячелетнем опыте, что современная литература, живопись, архитектура и музыка (даже самого модернистского направления) не может существовать без культуры прошлого. В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть мысль Д.С. Лихачева о том, что воспитание эстетической восприимчивости к прошлому не есть отрешение от современности. В этом случае «… это и обеднение себя, это и неуважение к древнерусской культуре, которая сама бала обращена в будущее, искала осуществления своих идеалов не только непосредственно в настоящем, но и в отдаленном будущем. Было бы бессмысленно стремиться в прошлое, когда это прошлое само устремлялось в будущее. Обращение к культуре прошлого — это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее».
Развитие общества объективно предполагает диалог различных культур, построенный на взаимодействии и взаимоуважении. Общее будущее людей, живущих на Земле, связано с осознанием самоценности каждой нации, с уважением к различным верованиям и традициям народа. «Для человечества отойти от края пропасти — это значит преодолеть разобщенность», — писал А.Д. Сахаров.1 Вместе с тем, отбор содержания для формирования духовно-нравственной культуры у младших школьников таит опасность, если разработчики программ будут пытаться создать современную Вавилонскую башню.
Представители разных конфессий выступают категорически против «механического смешения Православия с иными религиями и конфессиями. Это было бы не только кощунственно, но и грозило бы нам утратой религиозной идентичности…» — пишет Патриарх Кирилл 2. Деятели церкви против и формализованного однобокого представления о причастности к религиозному мышлению, которые выступают во внешних атрибутах («псевдоправославной одежде», ограничению общения с другими людьми и пр.). По этому поводу Патриарх Кирилл пишет: «Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия — на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств». 3
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил…» — сказано в Священном Писании. Применительно к нашей проблеме это означает, что основная цель новой предметной области начального образования — познакомить школьников с вкладом религий в становление культуры цивилизаций.
Духовно-нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. Такое понимание очень важно, т. к. сама идея формирования духовности деградируется, если участники процесса будут понимать указанные понятия как синонимические. Вместе с тем, такая тенденция уже намечается, в частности, при рассмотрении отдельных компонентов программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Стоит обратиться к проекту программы по православию4, чтобы подтвердить высказанное положение. Содержание этой программы подробно знакомит четвероклассника с религиозными идеями, освещает детально библейские истории и жизнь святых. Все это не только невозможно усвоить за отведенное учебное время, но и разрушает концептуальные позиции стандарта, где определен культуроведческий принцип отбора содержания: «формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности..; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России».5
В связи со сказанным перед образовательным учреждением стоит сложная задача — отобрать методы и формы работы, наиболее адекватные задачам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Не случайно обсуждаемое направление деятельности школы начинается с ее первого звена. Это очень благодатный возраст для приобщения к философии жизни, так как в этом возрастном периоде возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, личности, взаимоотношениям людей и т. п. Младший школьник открыт для диалога на самые различные темы, в том числе, о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем, особенно важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими философских идей, тяги к эмоциональным впечатлениям, глубокая вера во «взрослого», податливость влияниям и авторитету воспитателя. Это накладывает особые обязательства на педагога: не навредить, не увлечься «философствованием», подбирать для обсуждения с детьми только яркие и доступные факты и т. д.
Главная задача — выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества.

Содержание курса

1. Россия — многонациональная держава
Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. РФ — братский союз свободных народов. Конституция — закон, охраняющий их права на территорию, язык, культуру, религию. Русский язык — государственный язык России.
История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Сибирь.
Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народов России. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири).
Защита Отечества — долг гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов — представителей разных народов.
2. Многообразие культур народов России
Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
3. Что объединяет разные народы
Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.
Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестра милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, С. Саровский, Ксения Петербургская и др.
Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам; пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда).
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.
Последствия несоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; История блудного сына).

4. Расширение кругозора школьника

Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.
Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона — символ православия, знак благословления верующих на благие дела. Роль «красного угла» в русском доме.
Исторические и архитектурные памятники разных религий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим, «Стена плача»; пагоды
Легенды, притчи о рождении Будды; о рождении пророка Мухаммада, полумесяце — символе ислама.
«Юности честное зерцало…» — книга о воспитании нравственных качеств растущего человека.

Коротко о важном

Поиск по сайту